Значение проектной технологии на уроках иностранного языка огромно. Данная статья посвящена проектной технологии на уроках немецкого языка. В статье рассматриваются основные понятия: проект, ученический проект, виды проектов, используемые в школе на уроках иностранного языка. Опыт работы над международными проектами.
Ключевые слова: проект, ученический проект, виды проектов, последовательность работы над проектом.
Быстро меняющиеся условия жизни и труда, предъявляют совершенно новые требования к уровню образованности, к личности будущего выпускника. Современному обществу нужен человек, который сумеет самостоятельно мыслить, ставить перед собой социально значимые задачи, проектировать пути их решения, прогнозировать результаты и достигать их. «Система образования должна формировать такие новые качества школьника как инициативность, мобильность, гибкость и конструктивность. Будущий профессионал должен обладать стремлением к самообразованию на протяжении всей жизни, владеть новыми технологиями и понимать возможности их использования, уметь принимать самостоятельные решения, адаптироваться в социальной и будущей профессиональной сфере, разрешать проблемы и работать в команде, быть готовым к стрессовым ситуациям и уметь быстро из них выходить» (Лебедев, О.Е. Компетентностный подход в образовании // Школьные технологии. - 2004. -№5.-С.5-12.)
Учитель должен помнить, что выполнение данной задачи возможно лишь при условии творческого подхода к ее решению, использования новейших методов и технологий. Одной из таких и является проектная технология, способная развить у обучающегося важнейшие компетенции:
•познавательную;
•общенаучную;
•информационную;
•коммуникативную;
•социальную;
• стремления личностного самосовершенствования.
Что же такое ученический проект?
Познакомившись с мнением ведущих специалистов в этой области попробуем сделать обобщение и дать определение проекта. Проект - это особый вид целенаправленной, познавательной, интеллектуальной, в целом самостоятельной деятельности учащихся, осуществляемой под гибким руководством учителя, преследующего конкретные дидактические цели, направленной на решение творческой, исследовательской, личностно или социально значимой проблемы и на получение конкретного результата в виде материального и/или идеального продукта.
Основные преимущества проектной деятельности в школе:
- Учащиеся осваивают роль педагога в процессе исследовательской деятельности;
- Школьники учатся определять цель и задачи проекта (учитель выступает в роли консультанта);
- Дети всегда активны и становятся заинтересованы в углубленном изучении предмета;
- Формируются интересы детей в интегрированных областях знаний;
- Ученик субъект обучения – учитель партнёр;
- Проект помогает сплачивать детей;
- Развитие творческого потенциала детей;
- Развитие коммуникативных навыков, совершенствование знаний иностранного языка (особенно ценны международные проекты);
- Развитие коммуникативных навыков, совершенствование знаний иностранного языка (особенно ценны международные проекты);
- Расширение знаний по предмету;
- Видимый результат проекта повышает самооценку учащихся и даёт веру в свои силы.
Виды проектов, используемые в школе:
По длительности проекты бывают:
- краткосрочные
- долгосрочные
Монопредметный проект – проект в рамке одного учебного предмета. Хорошо укладывается в классно-урочную систему. (использую в 3-7 классах).
Межпредметный проект – проект, предполагающий использование знаний по двум и более предметам. Используется в качестве дополнения к учебной деятельности, носит характер исследования (8-11 классы, чаще используется в качестве дополнения к урочной деятельности).
Конструктивно-практические проекты, например, дневник наблюдений, создание игры и её описание.
Игровые – ролевые проекты, например, разыгрывание фрагментов урока в школе (программы практики устной речи, грамматики, фонетики), драматизация пьесы (программы практики устной речи, детской литературы страны изучаемого языка.)
Издательские проекты – стенгазеты, материалы для стендов.
Международный проект - проект, предполагающий сотрудничество между двумя и более странами. (Принимают участие учащиеся 7-10 классов). Более подробно остановлюсь на международных проектах.
Последовательность работы над проектом
Этап работы над проектом
|
Содержание работы
|
Деятельность учащихся
|
Деятельность учителя
|
1.Подготовка
|
Определение темы и целей проекта. Подбор участников проекта.
|
Обсуждают тему и цели проекта.
|
Помогает в определении цели и задач проекта. Наблюдает за работой учащихся.
|
2. Планирование
|
1.Определение источников необходимой информации;
2.Определение способов сбора и анализа информации;
3.Определение способа представления результатов проекта;
4.Распределение задач(обязанностей) между членами рабочей группы
|
Формируют задачи проекта.
Вырабатывают план действий.
|
Предлагает идеи, высказывает предположения. Наблюдает за работой учащихся.
|
3. Исследование
|
1. Сбор и уточнение информации(основные инструменты: интервью, опросы, наблюдения, эксперименты и др.
2. Выбор оптимального варианта хода проекта
3.Поэтапоное выполнение исследовательских задач проекта.
|
Поэтапно выполняют задачи проекта
|
Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельность учащихся.
|
4. Выводы
|
Анализ полученной информации. Формулирование выводов.
|
Выполняют исследование и работают над проектом, анализируют информацию. Оформляют проект.
|
Наблюдает, советует (по просьбе учащихся)
|
5. Представление (защита проекта)
|
Подготовка отчёта о ходе выполнения проекта с объяснением полученных результатов. Анализ выполнения проекта и достигнутых результатов.
|
Представляют проект, участвуют в его коллективном самоанализе.
|
Слушает, задаёт целесообразные вопросы в роли участника. При необходимости направляет процесс анализа. Оценивает усилия учащихся, качество отчёта, креативность, потенциал продолжения проекта.
|
При оценке готового проекта следует обращать внимание не только на правильное использование языка. Важным стимулом для развития личности учащегося является степень их творчества и оригинальности при выполнении проекта.
Особенностью проекта, реализуемого на занятиях по иностранному языку, является общение как необходимая основа коллективной творческой деятельности. В рамках осуществления проекта в атмосфере партнерского, дружественного общения и происходит усвоение детьми лексических единиц, грамматических структур, страноведческих реалий и их активизация. Кроме того, дети приобретают ценный опыт мотивированного “неискусственного” иноязычного общения.
Список литературы:
- Душеина Т.В. Проектная методика на уроках иностранного языка// Иностранные языки в школе, 2003, № 5
- Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности // Народное образование, № 7, 2000
- Организация проектной деятельности в образовательном учреждении. / Сост. С.Г. Щербакова. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2007 г. – 96 с.
- Ратина Н.Ф. Проектная деятельность во внеклассной работе // Иностранные языки в школе, 2009, № 4
- Шелавина И.Н. Проектная деятельность на уроках английского языка // Иностранные языки в школе, 2009, № 7
|