Введение
Образование играет исключительно важную и все возрастающую роль в современной жизни России. Интеллектуальный потенциал нации, который, в первую очередь, создается системой образования, становится определяющим фактором прогрессивного развития стран и народов. Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом и конструктивностью.
В этом контексте актуализируется наиболее значимая проблема современной методики обучения иностранным языкам – ориентация учебного процесса на активную творческую мыслительную работу обучаемых в контексте развития их аналитико-конструктивных умений, что осуществляется с помощью ситуативного или кейс-метода.
Российская система образования уже вплотную подошла к внедрению инновационных технологий и методов в учебный процесс в широком масштабе, одним из которых является кейс-метод. Кейс-метод – это инновационный метод обучения, который направлен на решение определенной проблемы, но данная проблема не дается в готовом виде, а формулируется учителем, исходя из условий реальной учебной ситуации, которая позволяет учителю определить проблему при организации процесса обучения аспекту языка или виду коммуникации.
Представляется, что до сих пор не разрешены противоречия между насущной необходимостью внедрения инновационных методов, одним из которых является кейс-метод, в учебный процесс и: отсутствием теоретических работ по использованию данного метода применительно к гуманитарной сфере в целом и иностранным языкам в частности.
Проблема исследования - теоретическое обоснование необходимости интеграции кейс-метода в учебный процесс. Решение этой проблемы составляет цель исследования.
Теоретической и методологической основой исследования явились: данные исследований педагогов и психологов по вопросам активизации процесса обучения и познавательной деятельности, теория поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперин и др.); идеи о принципах, методах и формах обучения (Ю.К. Бабанский, И.Я. Лернер, М.И. Махмутов и др.); теория познания и деятельности (А.Н. Леонтьев, М.С. Каган и др.); теория учебной деятельности (Д.Б. Эльконин, А.А. Давыдова, В.В. Давыдов и др.) и научные подходы к определению сущности методики и технологии (В.П. Беспалько, Г.А. Бордовский, В.А. Извозчиков, Г.К. Селевко), идеи ситуационного анализа и анатомии кейс-метода (Ю.П. Сурмин, К. Меер, А.В. Сидоренко, В. Лобода, В.И. Чуба, О.А. Овсянников, А. Фурда, И.М. Сыроежин, И. Катерыпяк, Д.А. Поспелов, B.C. Рапопорт).
При решении поставленных задач использовались следующие методы исследования:
1) анализ философской, психологической, педагогической, методической и лингвистической литературы по проблеме исследования;
2) анализ учебных программ, современных УМК, изучение продуктов урочной и внеурочной деятельности;
3) обобщение практического опыта преподавания иностранного языка в условиях средней общеобразовательной школы на основе педагогического наблюдения.
Научная новизна исследования состоит в том, что в нем: обоснован новый взгляд на содержание методической компетенции в аспекте повышения значимости кейс-метода как составляющего компонента организационной функции данной компетенции; аргументирована идея о том, что кейс-метод, представляя собой инновационный метод формирования методической компетенции, может рассматриваться наряду с этим как цель обучения, достижение которой обеспечит владение такими навыками как: аналитические, практические, творческие, коммуникативные, социальные навыки и навыки самоанализа.
Профессиональная компетентность преподавателя-лингвиста - это взаимосвязь его методологической, специальной, языковой, общепедагогической, психологической, профессионально-этической, методической подготовки, готовность к профессиональному самообразованию. Именно методическая компетенция представляет собой совокупность профессиональных умений в планировании учебного процесса и в организации педагогической деятельности.
Мы выделяем организационную функцию как основную в управлении процессом обучения иностранным языкам, включающую в свою структуру такие компоненты как 1) знания о методах обучения иностранным языкам и истории их развития; 2) владение современными методами обучения иностранным языкам.
Рассмотрев парадигму понятий «методология», «принцип», «метод», «прием», в которой устанавливается иерархия взаимоотношений между подходом и методом и делается вывод о функционировании конкретных методов в рамках существующего подхода, обусловленного социальным заказом общества на изучение иностранных языков. Метод определяет основные функции в составе методической компетенции лингвиста-преподавателя, что отображено в таблице 1.
Таблица 1. Требования к учителю в процессе применения методов обучения
Метод
|
Требования к учителю по владению методами
|
Грамматико-переводной метод
|
развития логического мышления в результате перевода текстов и выполнения упражнений грамматической направленности
|
Прямой метод
|
создания непосредственных ассоциаций между единицами языка и соответствующими им понятиями, минуя родной язык учащихся, и, следовательно, усвоения таких единиц на интуитивном уровне
|
Сознательно-практический метод
|
по формированию умения ведения речевой деятельности без участия сознания на основе навыков интуиции - чувства языка
|
Cознательно-сопоставительный метод
|
одновременного развития всех принципов языковой деятельности и сравнения явлений родного и изучаемого языка
|
Метод, основанный на чтении
|
обучения чтению на иностранном языке
|
Ситуативный подход
|
по практическому использованию иностранного языка
|
Аудио-лингвальный метод
|
формирования речевых навыков
|
Аудиовизуальный метод
|
основанными на подражании и заучивании наизусть
|
Когнитивный подход
|
объяснения фонетических и грамматических правил для возможности практического использования иностранного языка
|
Суггестопедия
|
основанными на активизации резервов памяти, повышении интеллектуальной активности личности, развитии положительных эмоций
|
Подход, основанный на понимании
|
по развитию слушания как базового навыка
|
Коммуникативный подход
|
формирования компонентов коммуникативной компетенции
|
Коммуникативно-деятельностный подход
|
вовлечения студентов в устную и письменную коммуникацию
|
Органичным современному состоянию социокультурного развития и задачам, стоящим в области изучения ИЯ, является коммуникативно-деятельностный подход. Данный подход направлен на владение учителем методами организации процесса обучения для вовлечения детей в устную и письменную коммуникацию, т.е. он требует развития организационного компонента методической компетенции.
Т. к. задача организационной функции заключается в развитии умений выбирать оптимальные способы организации своей деятельности и деятельности учащихся с целью наиболее эффективного усвоения фактов иноязычной культуры, то инновационные методы (сюда мы относим метод разыгрывания ролей, метод проектов, деловую игру и кейс-метод), основанные на активизации процесса самостоятельной выработки решений, творческого мышления, а так же мотивационного и эмоционального фона обучаемых, будут наиболее адекватно реализовывать эту функцию.
Кейс-метод – это инновационный метод обучения, который направлен на решение определенной проблемы, но данная проблема не дается в готовом виде, а формулируется учителем, исходя из условий реальной учебной ситуации, позволяющий определить проблему при организации процесса обучения аспекту языка или виду коммуникации и наметить пути ее решения. Это позволит индивидуализировать процесс, т.е. придать ему деятельностный характер посредством корректной мотивационной установки по включению обучающегося в образовательный процесс.
Кейс-метод в методологическом контексте является сложной системой, в которую интегрированы другие методы познания. В него входят моделирование, игровые методы, «мозговая атака», дискуссия, которые выполняют определенные функции, что представлено в таблице 2.
Таблица 2. Интеграция методов обучения в состав кейс-метода
Метод, интегрированный в кейс-метод
|
Характеристики его роли в кейс-методе
|
Моделирование
|
Построение модели ситуации
|
Системный анализ
|
Системное представление и анализ ситуации
|
Мысленный эксперимент
|
Способ получения знания о ситуации посредством ее мысленного преобразования
|
Методы описания
|
Создание описания ситуации
|
Проблемный метод
|
Представление проблемы, лежащей в основе ситуации
|
Метод классификации
|
Создание упорядоченных перечней свойств, сторон, составляющих ситуации
|
Игровые методы
|
Представление вариантов поведения героев ситуации
|
«Мозговая атака»
|
Генерирование идей относительно ситуации
|
Дискуссия
|
Обмен взглядами по поводу проблемы и путей ее решения
|
Педагогический потенциал кейс-метода гораздо больше, чем у традиционных методов обучения. Учитель и ученик здесь постоянно взаимодействуют, выбирают формы поведения, сталкиваются друг с другом, мотивируют свои действия, аргументируют их моральными нормами. Наличие в структуре кейс-метода споров, дискуссий, аргументации довольно сильно тренируют участников обсуждения, учат соблюдению норм и правил общения. Еще больше нагрузка на учителя, который должен быть достаточно эмоциональным в течение процесса обучения, не допускать конфликты, создавать обстановку сотрудничества и конкуренции одновременно.
Заключение
В результате проведенного исследования были решены все поставленные задачи и подтверждена гипотеза исследования. Можно сделать следующие выводы по основным этапам исследования:
• в основу методической компетенции как компонента профессиональной компетентности преподавателя-лингвиста входит приобретенный синтез знаний; умений; навыков творческой педагогической деятельности и поэтому именно методическая компетенция является важнейшим компонентом для осуществления педагогической деятельности.
• организационная функции методической компетенции является основной в управлении процессом обучения иностранным языкам, а кейс-метод - соответствующим современному подходу один из способов ее формирования, т.к. он формирует аналитические, практические, творческие, коммуникативные, социальные навыки и навыки самоанализа, являющиеся неотъемлемой составляющей данной компетенции;
• с введением нового подхода к обучению иностранным языкам возникла необходимость появления инновационных методов обучения, среди которых лидирующее положение занимают метод проектов, деловая игра и кейс-метод, т.к. они основаны на активизации процесса самостоятельной выработки решений, творческого мышления, а так же мотивационного и эмоционального фона обучаемых.
Список литературы
- Красикова Е. Н. Кейс-метод в структуре и содержании методической компетенции студентов-лингвистов: Дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02 Ставрополь, 2009. - 177 с.
- Сидоренко А.И., Чуба В.И. Ситуационная методика обучения: Украинский опыт - Киев: Центр инноваций и развития, 2001.- 192 с.
- Сурмин Ю.П. Ситуационный анализ, или Анатомия Кейс-метода - Киев: Центр инноваций и развития, 2002. - 286 с.
- Харитонова Н. В. Формирование профессиональной компетентности будущих педагогов в процессе изучения иностранного языка: Дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 Магнитогорск, 2002. - 191 с.
|